Британская отчетность после Brexit

 Британская отчетность после Brexit

После событий июня 2016 года в Соединенном Королевстве была инициирована статья 50 Договора о Европейском Союзе, которая описывает процедуру выхода отдельных государств из ЕС и до сих пор никогда не использовалась, тема британского выхода и его последствий остается одной из самых актуальных в любых политических дебатах в этой стране. Обсуждение условий нового торгового соглашения между Лондоном и Брюсселем явно затянулось до самого конца декабря прошлого года, буквально до крайнего срока, после которого Великобритания покинула бы ЕС без какого-либо соглашения, «как есть», условия все равно были согласованы.

Поскольку последствия для системы финансовой отчетности с тех пор не получили большого внимания в течение месяца, ближайшей к ним темой решил заняться Институт дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW), который недавно выпустил доклад и записал видео, где он разбивает основные проблемы с финансовой отчетностью после «Брексита» и дает ключевые рекомендации для тех, кто может на него повлиять (т.е. политиков), чтобы они их решали.

МСФО для компаний, зарегистрированных на бирже

По крайней мере, эксперты ICAEW были убеждены в том, что за всем этим напряженным обсуждением деталей торговой сделки, в связи с влиянием Brexit на систему финансовой отчетности Великобритании, стоит ключевой вопрос, который так или иначе был упущен из виду и никогда не получал широкого внимания. А именно, то, что само состояние финансовой отчетности, доверие к ней (которое сегодня в Великобритании оставляет желать лучшего) напрямую влияет на экономические последствия выхода из ЕС, а также должно учитываться в ходе переговоров. Похоже, что этого сделано недостаточно. Доверие к отчетности публичного предприятия определяет поведение инвесторов на рынках капитала, экономический рост и долгосрочную финансовую стабильность.

С 2005 года, когда Европа в одночасье перешла на МСФО, около 7000 публичных компаний, котирующихся на организованных рынках по всему ЕС, начали представлять отчетность именно в соответствии с этими требованиями. Но общее число приверженцев МСФО не ограничивается этими семью тысячами, поскольку многие из них соблюдают международные стандарты финансовой отчетности добровольно или по каким-либо другим причинам, помимо обязательства делать это для любой компании, акции которой котируются на бирже. В той же Великобритании, например, с 2007 года правила торговли акциями предписывают отчетность по МСФО для участников рынка альтернативных инвестиций — AIM, с не столь строгими требованиями к листингу, ориентированными на более мелкие организации, но все-таки. Любая другая британская компания (за исключением благотворительных организаций) имеет полное право представлять отчетность по МСФО на добровольной основе.

Когда более полутора десятилетий назад европейские регуляторы решили принять МСФО, они стремились сделать европейскую систему отчетности как можно более прозрачной и единой, чтобы европейские рынки капитала функционировали более эффективно. С тех пор прошло много лет. После первых десяти лет применения МСФО в Европе Европейская комиссия даже провела исследование того, насколько эффективными были международные стандарты, и пришла к выводу, что они на самом деле оправдали возлагавшиеся на них надежды. Единый европейский бухгалтерский учет, несомненно, приносит огромные преимущества в виде более низких затрат, более дешевого финансирования, большей рыночной эффективности и, в долгосрочной перспективе, более быстрого экономического роста.

Что это означает с точки зрения последствий выхода Великобритании из ЕС? Теперь, когда это произошло, Великобритания должна будет восстановить свои разорванные международные торговые связи и вернуть свою международную инвестиционную привлекательность. В этом контексте представляется очень маловероятным, что британским компаниям, получившим листинг, будет позволено выйти из МСФО теперь, когда они не находятся в ЕС, потому что это было бы катастрофой для дальнейшего привлечения иностранных инвесторов. Кроме того, продолжение поддержания соответствия британской системы отчетности европейским директивам имеет важное значение для листинга британских компаний в ЕС, так же как и для листинга европейских резидентов на Лондонской фондовой бирже. Как международный финансовый центр Лондон будет продолжать следовать международно признанным стандартам.

Сфера применения

Хорошо, МСФО остаются в Туманном Альбионе — но, возможно, как-то изменится сфера применения, так как европейские требования к МСФО больше не актуальны? Если да, то нужно ли это делать, и если да, то как? Может быть, некоторые предприятия можно исключить из обязательных требований МСФО, а некоторые добавить?

В докладе ICAEW утверждается, что это необычная тема, которая обсуждалась в последние несколько лет не в контексте Brexit, а в контексте введения UK GAAP для частных предприятий. Дискуссия о расширении сферы применения пока не привела к каким-либо изменениям, и вряд ли это произойдет в ближайшее время, даже после официального завершения выхода из ЕС. Широко распространено мнение, что МСФО действительно должны быть обязательными для биржевых компаний, но для всех остальных они должны оставаться системой отчетности, которая может использоваться на добровольной основе.

В 2015 году в том же докладе «Переход на отчетность по МСФО»: Семь уроков, извлеченных из европейского опыта применения МСФО», эксперты Института дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса рассмотрели вопрос о расширении сферы обязательного применения МСФО на отдельную отчетность компаний, зарегистрированных на бирже и не составляющих консолидированную отчетность. ICAEW считает, что теперь, когда европейское законодательство по МСФО больше не применяется к Великобритании, это реальная возможность, помня о том, что инвесторам не полезно читать финансовую отчетность, которую невозможно сравнить с финансовой отчетностью других организаций.

В случае с небольшими публичными компаниями, требования к раскрытию информации могут быть снижены, и по этому вопросу также ведутся постоянные дебаты. Кроме того, широко распространено мнение, что требования МСФО по раскрытию информации, которые действуют для участников AIM с 2007 года, являются демотивирующим фактором для многих потенциальных участников торгов, и поэтому ICAEW считает, что стоит взглянуть на этот вопрос внимательнее. Тем не менее, вряд ли стоит идти по пути упрощения. Как обнаружил Совет по финансовой отчетности (Financial Reporting Council, FRC) в своем прошлогоднем исследовании, в бизнес-сообществе преобладает поддержка единого варианта отчетности для всех листинговых компаний, и мало поддержки идеи о том, что небольшие листинговые компании или участники рынка AIM могли бы использовать что-либо еще.

Таким образом, главный вывод ICAEW заключается в том, что если организации привлекают финансирование посредством публичных тендеров, то во всех случаях это должна быть отчетность по МСФО. Другое дело, что есть много возможностей для устранения явно ненужной сложности и обеспечения соразмерности требований к раскрытию информации. Это та область, над которой можно и нужно работать.

Влияние Великобритании на международную систему отчетности

До тех пор, пока Великобритания была частью ЕС, ведущие профессиональные ассоциации, такие как ICAEW и регулирующие органы, такие как ФРК, активно и влиятельно участвовали в разработке международных стандартов финансовой отчетности через IASB — организацию, которая, хотя и базируется в Лондоне, но полностью независима от Великобритании и других органов власти. Британская традиция финансовой отчетности всегда находит отклик у многих людей, и именно поэтому она оказала такое значительное влияние как в ЕС, так и на международном уровне, на различные темы, в том числе даже на текущую нефинансовую отчетность. И один из ключевых принципов британской корпоративной отчетности, который даже формально закреплен в Кодексе — «соблюдать или объяснять» — признается во многих странах мира.

Останется ли сейчас Великобритания под тем же влиянием? У ICAEW есть некоторые подозрения, что нет. Как нам обеспечить, чтобы ее «голос» оставался таким же сильным в IASB и на международном уровне? Для этого потребуется приложить усилия к тому, чтобы влияние Великобритании оставалось соразмерным ее статусу одного из ведущих мировых финансовых центров, — считает Институт. Более того, в ближайшие годы свобода от ЕС может быть использована только для расширения этого влияния.

Предлагается расширить влияние в двух основных направлениях:

  1. Международное участие

Это касается участия в наблюдательном совете Фонда МСФО, который является высшим уровнем его трехуровневой структуры. В настоящее время в нем работают представители IOSCO, Европейской комиссии, Управления по финансовым услугам Японии, Комиссии по ценным бумагам и биржам США, Комиссии по ценным бумагам Бразилии, Управления по финансовым услугам Кореи, а также Министерства финансов Китая. ФРК пока не входит в число участников, что желательно.

Там, где Совет по финансовой отчетности Великобритании еще не присутствует, он входит в число участников консультативного форума ASAF, созданного в 2013 году для координации деятельности международных разработчиков стандартов финансовой отчетности. Это упущение также нуждается в исправлении.

  1. Международное влияние.

В связи с отделением Великобритании от ЕС, бухгалтерскому сообществу придется перейти к более активному участию в разработке и обмене идеями по развитию стандартов финансовой отчетности, стремясь занять лидирующие позиции в международном партнерстве разработчиков, сформировавшемся в результате массивного перехода на МСФО.

Еще в 2015 году, когда подводились итоги первых десяти лет применения МСФО, ICAEW в своем тогдашнем отчете писала, что в эпоху глобальных стандартов и глобальных рынков сильные национальные разработчики стандартов продолжают оставаться важными партнерами IASB. Маловероятно, что в ближайшее время ситуация изменится. Более того, потребность в сильных национальных разработчиках стандартов сильнее, чем когда-либо. Спустя пять лет, и эти выводы все еще остаются в силе, в то время как идеи глобализации находятся под давлением, а сама Великобритания только что покинула европейское сообщество.

Если британская ФРК намерена играть ведущую роль в международных усилиях по разработке глобальных стандартов, ей придется делать больше в плане научных исследований. Особое значение имеет потенциальная дальнейшая поддержка деятельности Европейской консультативной группы по финансовой отчетности (EFRAG), поскольку с ее помощью она вполне может продолжать оказывать влияние на европейские процессы.

Как дальше внедрять новые стандарты?

Европейское законодательство очень четко определяет процесс принятия новых стандартов в индивидуальном порядке. В ЕС существует возможность в адаптированной версии удалить определенные требования или определить официальную дату вступления в силу, но без изменения остальных требований и без добавления новых. Эта возможность несколько раз «запрашивалась» в Европейской Комиссии, но все публичные дискуссии неизменно наталкивались на волну непринятия со стороны регуляторов европейских стран.

Институт дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса не ожидает такого же механизма принятия МСФО в Великобритании, чтобы пережить Brexit, но их механизм уже охвачен Законом о компаниях 2006 года. Требование к публичным компаниям, имеющим публичный листинг, применять МСФО на обязательной основе изложено отдельно в правилах Управления по финансовому регулированию и надзору (FCA).

Номинально это потребует изменения правил для внедрения новых стандартов, так как европейские правила больше не применяются, но то, как именно они будут применяться, может отличаться в деталях. Поскольку будущее МСФО в Великобритании более или менее определено (они, безусловно, будут продолжать применяться), у британских регуляторов теперь есть много возможностей для внедрения этого процесса внедрения МСФО.

В качестве альтернативы можно просто потребовать от компаний, для которых МСФО актуальны, использовать их в том виде, в котором они есть — по мере того, как их создает IASB. Европейский подход менее категоричен и оставляет возможность выборочного принятия новых или измененных стандартов в рамках строго определенного процесса. ICAEW не ставит перед собой цели представить все варианты принятия МСФО в будущем, поскольку все они имеют «за» и «против». Однако эксперты сформулировали три основных варианта.

Вариант 1: Непрерывность, что означает, что британские и европейские МСФО не будут отличаться. Некоторым компаниям из Великобритании, в частности тем, которые не зарегистрированы на бирже в США, будет разрешено применять «европейские» МСФО. Этот вариант проще всего реализовать с законодательной точки зрения, а также является самым дешевым.

Но, с другой стороны, есть деликатный вопрос психологического характера, так как инициатива отдана Европе, а это значит, что влияние Великобритании на развитие МСФО в будущем может уменьшиться. Кроме того, в некоторых случаях может возникнуть неопределенность в отношении исхода некоторых европейских решений и вероятности решения, которое не устраивает саму Великобританию. Кроме того, большинство британских компаний, скорее всего, не примут вариант, при котором Великобритания принимает стандарты из Европы, но не имеет на них большого влияния.

Вариант 2. Компаниям на фондовой бирже будет дано указание следовать МСФО, разработанным Советом по МСФО, но без дальнейшего вмешательства со стороны британских властей. Этот вариант достаточно популярен в странах с небольшой экономикой, но даже в Великобритании его будет относительно легко реализовать. Большой плюс — устранение неопределенности и транзакционные издержки, связанные с текущими мероприятиями по внедрению.

Предполагается, что ни один новый или измененный стандарт не может быть отклонен, и это автоматически уменьшит влияние Великобритании на СМСФО и систему Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Это также будет означать, что Великобритания не сможет отклонить любые решения КМСФО, которые могут быть неприемлемы для КМСФО (возможно, из-за ухудшения качества самих МСФО). Но у Великобритании будет больше стимулов влиять на конечный продукт, начиная как можно раньше в процессе разработки, чтобы предотвратить это.

Вариант 3. Внедрить собственный механизм принятия МСФО. Учитывая то, что мы уже знаем (и на данный момент известно больше, чем, как мы предполагаем, знали авторы отчета на момент написания), этот вариант уже начал реализовываться.

Если Великобритания имеет «козырь» в виде возможности по собственному решению не внедрить какой-либо из стандартов МСФО, оставаясь при этом одним из крупнейших рынков капитала, то это само по себе будет очень мощным инструментом влияния и воздействия. Сама угроза непринятия стандарта ЕС продемонстрировала свою силу в прошлом и даже повлияла на результаты работы IASB по установлению стандартов.

Но будет ли «угроза» со стороны одной Великобритании за пределами ЕС иметь такой же вес? Более того, создание отдельного механизма внедрения стандартов повлечет за собой наибольшие затраты из всех трех вариантов. И еще одна опасность заключается в возможности слишком большого отхода от «европейских» МСФО и «оригинальных» МСФО от ручки IASB (большая проблема для тех, кто котируется на европейских фондовых биржах).

Британский механизм МСФО

Взвесив все «за» и «против», авторы доклада, ICAEW, решили, что третий вариант — механизм принятия МСФО — является хорошим вариантом. Каковы сходства и различия с европейским механизмом принятия международных стандартов финансовой отчетности?

В Европе этот алгоритм следующий:

  1. IASB выпускает стандарт;
  2. Еврокомиссия направляет официальный запрос в адрес Европейской консультативной группы по финансовой отчетности (EFRAG), которая должна дать рекомендацию;
  3. EFRAG проводит консультации с ключевыми стейкхолдерами и анализирует возможные последствия принятия нового стандарта;
  4. Еврокомиссия выпускает предварительное решение;
  5. Свое мнение высказывают все страны-члены ЕС, входящие в Комитет по регулированию бухучета (Accounting Regulatory Commitee — ARC), путем голосования;
  6. Европарламент и Совет Европы имеют право проанализировать и возразить предварительному решению Еврокомиссии в отношении потенциального стандарта;
  7. Еврокомиссия формально одобряет стандарт и публикует его текст в Официальном журнале ЕС.

Очевидно, что этот процесс достаточно длительный и сложный, помимо того, что он связан с большим количеством неопределенности во многих вещах. Можно ли будет применить этот стандарт в ЕС до его официального вступления в силу? Если да, то будет ли стандарт скорректирован с точки зрения снятия определенных требований или переноса даты вступления в силу? Неопределенность в некоторых случаях приводит к существенной встряхиванию систем и процессов бухгалтерского учета во многих организациях, которые обязательно должны следовать МСФО, но нет уверенности в том, когда именно это необходимо будет сделать. В сухом состоянии это не означает минимально возможных затрат на переход.

Аналогичный, но все же собственный национальный механизм внедрения МСФО в Великобритании мог бы быть более гибким и быстрым, и это действительно должно быть одним из главных преимуществ вновь обретенной Великобритании свободы. Конечно, как и в ЕС, необходим строгий алгоритм принятия, но длительность процесса и количество этапов могли бы быть значительно меньше, потому что прийти к консенсусу внутри одной страны гораздо легче, чем внутри всего европейского сообщества. При разработке алгоритма можно в значительной степени опираться на европейский опыт, но при этом следует учитывать опыт других продвинутых стран-участниц МСФО, таких как Австралия и Канада. Тесное сотрудничество на всех этапах с EFRAG и IASB поможет избежать значительных расхождений с «европейскими» МСФО и «оригинальными» МСФО, выпущенными IASB (одна из основных опасностей этого варианта).

Критерии внедрения ЕС

В соответствии с европейской логикой внедрения стандартов, для того, чтобы МСФО был принят к использованию, он должен быть принят:

Соблюдать требования Директивы о финансовой отчетности в части «достоверного и справедливого» представления информации;
Несколько лет назад был добавлен второй критерий с точки зрения общественной полезности для европейского сообщества;

  • Соблюдать требования Директивы о финансовой отчетности в части «достоверного и справедливого» представления информации;
  • Несколько лет назад был добавлен второй критерий с точки зрения общественной полезности для европейского сообщества;
  • Соответствие основным критериям качества информации в финансовой отчетности, что означает, что информация должна быть доступной, надежной, сопоставимой, понятной и полезной для принятия экономических решений и оценки решений менеджеров.

Второй критерий соответствия общественному благу в ЕС был добавлен после отчета Филипа Майштадта за 2013 год, в котором были предложены варианты усовершенствования европейского механизма внедрения МСФО. Многие из тех, кто читал этот доклад, отмечали, что до сих пор требования, безусловно, не были идеальными, но они работали достаточно хорошо, чтобы оправдать некоторое расширение критериев. Ведь прозрачная и достоверная информация в финансовой отчетности — это главное, что нужно инвесторам для принятия решений. И хотя отчетность по МСФО имеет много разных категорий пользователей помимо инвесторов, именно информационные потребности инвесторов и других кредиторов, а не общества в целом, были и остаются определяющими.

По мнению ICAEW, экономическое развитие и финансовая стабильность в Великобритании должны обеспечиваться действующими пруденциальными режимами, а не механизмом внедрения новых или измененных стандартов МСФО (и, как следствие, влиянием на систему отчетности, что может снизить прозрачность получаемой информации). Это было бы особенно трагично для тех инвесторов, которые не имеют возможности запрашивать любую другую информацию у организаций, в которых они заинтересованы.

Таким образом, общий посыл заключается в том, что нынешние критерии ЕС по внедрению стандартов можно рассматривать в качестве отправной точки, учитывая также, что минимальные различия позволят свести к минимуму вероятность возникновения расхождений в системах отчетности в будущем. При этом Соединенному Королевству следует рассмотреть вопрос о том, как можно улучшить нынешние критерии внедрения МСФО в ЕС, с тем чтобы не отвлекать слишком много внимания от потребностей инвесторов в прозрачной и достоверной финансовой информации.

Однако один из ключевых вопросов, который необходимо рассмотреть, заключается в том, должны ли лица, ответственные за внедрение стандартов, иметь возможность вносить коррективы в первоначальные стандарты, либо отменяя некоторые требования, либо добавляя другие. Это непростой вопрос, и он почти наверняка будет обсуждаться и после выхода Великобритании из ЕС. Однако политический суверенитет страны не означает, что власти, внедряющие стандарты, смогут вносить изменения в МСФО. По мнению ICAEW, потенциальные выгоды от поправок не могут перевесить негативный эффект от снижения международной сопоставимости, о котором в последние десять лет недвусмысленно заявляла Еврокомиссия, когда она добивалась общественной поддержки расширения своих полномочий в отношении МСФО. Исторический опыт уже показал, что некоторые страны, которые встали на путь расхождений, на протяжении многих лет возвращают все это назад, потому что такие действия отпугивают иностранных инвесторов.

Тем не менее, в исключительных случаях ICAEW рекомендует, чтобы механизм внедрения предусматривал для органа, ответственного за внедрение, возможность отказа от применения отдельного стандарта или интерпретации. Дальнейшие дебаты помогут прояснить случаи, когда это возможно, и варианты — например, добавление дополнительных требований к стандарту. В любом случае это не означает, что с международными стандартами финансовой отчетности будет легко справиться, учитывая их всеобщее признание участниками глобальных рынков капитала.

Опубликовано по материалам ICAEW.