МСФО против МСУГС: обзор учета субсидий

 МСФО против МСУГС: обзор учета субсидий

Команда ICAEW по государственному сектору изучает различия между Международными стандартами финансовой отчетности (IFRS) и Международными стандартами учета в государственном секторе (IPSAS) и пригодность каждого из них для финансовой отчетности государственного сектора.

Стандарт МСФО по учету доходов от субсидий, IAS 20 — Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи, основан на принципе соответствия, когда доходы от субсидий признаются в течение соответствующих периодов, чтобы соотнести их с расходами или затратами, которые должны быть компенсированы доходами от субсидий. Для достижения этого, доход от гранта, как правило, откладывается, создавая обязательство в бухгалтерском балансе, которое затем высвобождается, чтобы соответствовать периоду гранта или сроку действия любых связанных с ним активов, которые грант помог профинансировать.

МСФО (IAS) 20 предшествует Концептуальной основе финансовой отчетности, лежащей в основе МСФО, которая не включает принцип соответствия в качестве основополагающей концепции. Существует аргумент о том, что отложенные государственные субсидии не всегда соответствуют определению обязательства по МСФО. Тем не менее, разработчики обязаны следовать МСФО (IAS) 20 независимо от того, есть ли у получателя гранта какие-либо обязательства по выполнению в обмен на грант, или же грант должен быть возвращен, если эти обязательства не выполняются, что потенциально противоречит определению обязательства как требующего вероятного оттока ресурсов.

Текущий стандарт IPSASB, охватывающий учет доходов от гранта, МСУГС 23 — Доходы от необменных операций, основан на необменных операциях, которые либо имеют условия, либо имеют ограничения. Однако этот стандарт постепенно отменяется по нескольким причинам, в частности, по причине того, что на практике может быть трудно отличить биржевые и необменные операции.

В настоящее время IPSASB проводит консультации по проекту новых стандартов, которые послужат руководством как для поступлений, так и для расходов по грантам. Нынешнее предложение заключается в том, что все операции, как поступления, так и расходы, будут учитываться на основе имеющих обязательную силу договоренностей, которые содержат либо обязательство по исполнению, либо текущее обязательство. Принцип заключается в том, что операции в рамках субсидии будут подкрепляться контрактом (юридически обязательным соглашением), в котором излагаются условия, которые должен выполнить получатель (обязательства по исполнению/предоставлению), или же существует риск того, что ему придется вернуть субсидию. Затем поступления в виде субсидии откладываются до тех пор, пока обязательство не будет выполнено. В случае отсутствия договора, т.е. обязывающего соглашения и/или обязательства по исполнению или текущего обязательства, доходы и расходы признаются немедленно.

Консультации по этим предложениям еще продолжаются, но первоначальная реакция, похоже, указывает на то, что заинтересованные стороны считают этот новый подход слишком сложным. Различие между обязательством по исполнению и текущим обязательством не является очевидным и представляется слегка надуманным. Получатель гранта откладывает получение дохода до тех пор, пока не будет выполнено либо обязательство по исполнению, либо текущее обязательство. Однако лицо, предоставляющее субсидию, будет откладывать расходы только в том случае, если у получателя имеется обязательство по исполнению, а если у получателя имеется текущее обязательство, то оно незамедлительно признает расходы. Учетный режим для лица, предоставляющего гранты, существенно отличается, поэтому очень важно четко разграничить обязательства по исполнению и текущие обязательства.

МСУГС предоставляют более актуальные указания по применению в государственном секторе, в частности, в отношении факторов, которые приводят к возникновению обязательных соглашений и механизмов обеспечения исполнения, выходящих за рамки законодательства и контрактов.

МСФО и МСУГС — это стандарты бухгалтерского учета, основанные на принципах, которые требуют суждения. Признание расходов, доходов, активов и обязательств будет зависеть от того, были ли выполнены определения в рамках стандартов.

По материалам ICAEW.com

Александр Воронков

https://msfo-mag.ru